Разбирая архивы. Три дня в Гималаях

Haridvar_Shiva

Священный город Харидвар

Три дня в Гималаях

В публикации от 7 января 2015 года (10 лет азиатских странствий) я вспоминал о нашей с Андреем Сафроновым и Сергеем Шашкиным первой поездке в Индию в ноябре 2004 года. За прошедшие десять лет многие детали этого путешествия подзабылись, увы. Но сегодня, “копаясь” в архивах в поисках нужной статьи, натолкнулся на свое письмо датируемое 2005 годом к аргентинскому другу, в котором рассказывал о первых днях пребывания на индийской земле.

Привожу его здесь ничего не исправляя и не добавляя.

Первый раз мы попали в Индию в ноябре 2004 года, а второй раз – в ноябре 2005. Наш первый маршрут был по Северной и Центральной Индии (Москва-Дели-Харидвар-Ришикеш-Кулу-Манали-Дхармсала-Дели-Джайпур-Агра-Гвалиор-Орчха-Кходжурахо-Аллахабад-Варанаси-Лакхнау-Дели). Вторая поездка была по Южной Индии, но об этом позже.

haridvar_temple

Джайнский храм в Харидваре

Путешествовали мы самостоятельно без какого-либо участия отечественных турфирм. На месте (в Дели) договорились о машине с водителем и о гостиницах по пути следования и поехали.

День первый. Дели-Харидвар.

Прилетели ночью примерно в 00.30 по местному времени. Взяли такси и поехали в забронированную заранее гостиницу (какой-то Palace, уже точно и не помню, кстати в Нью-Дели самых разных «паласов» немерянно, чуть ли не каждая вторая зачуханная гостиница гордо именует себя дворцом). Водитель, клявшийся что знает где эта гостиница, естественно, заблудился и нашли мы ее где-то часам к двум ночи. Впрочем, спать не хотелось. Выбрались на крышу, заказали покушать рис с «чикеном» (цыпленок по-нашему). Просили без специй, перца, чили, но понятно, что получили все это в комплексе, а потому пришлось все запивать заблаговременно заказанной водой. Зато сразу поняли, что если вам говорят «Йес, сэр», это вовсе не означает, что вас поняли так, как надо. А потому нужно еще несколько раз уточнить понял ли вас официант. Но даже если он клянется в этом, то это все равно ничего еще не гарантирует.

В конце концов улеглись спать. Понятно, что от переполнявших впечатлений, уснуть сразу никому не удалось, но немножко все же поспали.

Утром началось наше знакомство с городом и Индией.

Дели, конечно, поразил как и любой восточный город. Шум, гам, грязь, попрошайки, приставучие торговцы, коровы, и в то же время какой-то неуловимый шарм, восточный колорит. В большинстве мест тротуары отсутствуют как таковые и поначалу не привычно передвигаться по улицам полных движущихся машин, моторикш, гужевого транспорта, мотоциклистов, велосипедистов, естественно, коров (точнее, в основном попадаются зебу – у них на спине горбик) и толп людей. В первый день в Дели мы «шугались» (удачное словечко) всего и всех, но, любопытно, что уже через каких-то пару недель в том-же Дели, по тем же улицам мы ходили как у себя дома.

В этот день мы попали в Бирлу-темпл – храм всех богов построенный на деньги купца Бирлу. Храм относительно современный (новодел), но очень красивый и с некоторыми мощными (силовыми) местами.

Safdarjang_Tomb

Гробница Сафдарджанга – маленький Тадж-Махал в Дели

В тот же день мы посмотрели правительственный комплекс (из-за ворот), прошли через Ворота Индии и посетили одну из мусульманских гробниц, называемую также Делийским маленьким Тадж-Махалом (кстати, довольно симпатичное место, но это не знаменитый Хумаюн Tomb, в котором мы были в свой последний день в Дели).

Вечером выехали в Харидвар – город в предгорьях Гималаев.

Об индийских дорогах можно прочесть здесь.

В Харидвар приехали около 12 ночи и учитывая, что ночь перед этим практически не спали, сразу же завалились спать.

День второй. Харидвар-Ришикеш-Манали.

Харидвар является одним из сакральных городов Индии (в разных источниках разные списки таких городов – Харидвар не входит в классический список из семи городов, но в то же время все признают, что это место для индуистов особенно святое). Здесь по преданию Шива (по другой версии Вишну) ступил на Землю и на месте отпечатка его стопы стоит небольшой храм на берегу Ганга. Это место особо популярно вовремя
Кумбха-мелы – великого праздника, когда сюда для свершения омовения собираются миллионы человек.

Сам городок ничего особого собой не представляет, по его сторонам есть парочка храмов, к которым нужно было подниматься на канатной дороге, но и они нас особо не впечатлили. То ли ожидали большего, то ли, действительно «накачанности силой» в них было мало. Зато много было обезьян. Здесь мы и увидели, что не такие уж они милые создания. На наших глазах у одного из индийцев ловкий обезьян выхватил из рук кулек с орешками и деру в кусты. А когда наш Доктор протянул малюсенькому обезьяненку печеньице, сразу же подскочил здоровенный самец толкнул нашего друга в грудь и попытался отобрать пакет с печеньем. Но не тут-то было. В наши планы не входило делиться продуктами с наглыми дальними родственниками (если верить Дарвину со товарищи, конечно). Общими усилиями печенье отстояли. Правда, попозже угостили таки этих мартышек ананасом (но и то потому, что объелись им и не могли на него уже смотреть).

В Харидваре запомнились еще красивые виды на Ганг и предгорья (когда поднимаешься на канатной дороге), огромная статуя (метров тридцать в высоту) Шивы и симпатичный джайнский храм (новодел, но очень красивый) на выезде из города.

Но особо бродить по городу времени не было, нужно было выезжать в Ришикеш.

Rishikesh_Ganga

Ришикеш

Ришикеш нам понравился весьма и весьма. Город этот называют мировой столицей йоги и там действительно ашрамов очень много от самых разных школ (и Айенгар, и Шивананда, и Джонс, и Махариши Махеш, и Ошо и многие другие). У нас сложилось такое впечатление, что город этот и тусовочный (в духе крымского Коктебеля и Лисьей бухты), и в то же время не обделенный присутствием духовного. Понятно, что большинство из ашрамов имеют больше отношение к коммерции, нежели к йоге, но при желании можно найти и то, что «доктор прописал».

Правда, на это у нас из-за жесткого маршрута времени просто не было. И первым делом (естественно, после обеда, кстати, в этом городе найти не вегетарианский ресторан –проблема) мы наняли лодку и прокатились по Гангу. Разумеется, не удержались,
чтобы не искупаться. Вода, конечно, холоднючая (градусов так 10-12), но в то же время смыли все грехи, согласно индийским поверьям. После чего безгреховные и чистые душой позагорали (скорее, просто высохли) на песчаном берегу, усыпанном серебряными крупинками и насладись видом живописных предгорий Гималаев.

После купания, по-прежнему безгреховные (просто не успели еще) наняли такси (наша машина в это место проехать не могла) и поехали по серпантину в храм, построенный на том месте, где согласно преданию бог Шива выпил яд, образовавшийся после пахтания океана. Хорошо все-таки, что мы очистили души перед этим, а то ведь поездка могла закончиться печально. Узенькая дорога постоянно проходила над крутыми обрывами. Как на ней разъезжался наш «амбассадорчик» и другие машины мне не понятно до сих пор. Водитель сигналил беспрерывно. Таким незатейливым способом он предупреждал встречных о нашем присутствии. Не раз и не два сердце замирало, когда казалось, что наши колеса уже зависают над пропастью, а наш драйвер и скорость при этом и не снижает. Так, что адреналинчик немножко пока добирались до храма погоняли.

Shiva_Nilakantha_Temple

Храм Синегорлого Шивы

Храм построен вокруг огромного дерева, которому по преданиям много-много лет (сотни, если не тысячи), посаженного на том месте, где Шива спас человечество выпив самый страшный яд, капля которого могла уничтожить все живое.

И место, и храм красивые и сильные.

Вернулись поздно вечером, сели в машину и выехали в Манали. Нам предстояла ночь в машине.

День третий. Кулу-Манали.

Ночью в Гималаях, прямо скажем, не жарко. Натянули на себя свитера, куртки, укрылись спальниками, выпили по 50 грамм коньяка и кое-как уснули. Утром были уже в долине Кулу (место, где жили Рерихи) и в городке Кулу. Места потрясающе красивые. Тут уже Гималаи были повыше с классическими снежными вершинами. В Кулу посетили несколько интересных
индуистских храмов и отправились в Манали.

Vashisht-hot-spring

Священные источники. Храм Вашишта.

В Манали гуляли по городу, отметились в нескольких храмах и катались на яках. А под вечер устроили небольшой шоппинг – статуэтки богов и украшения в Манали и Вашиште недорогие и выбор их большой.

День четвертый. Манали-Дхармсала.

Рано утром выехали из Манали в Дхармсалу. Проехали пару часов и сломалась у нас машина. Стали соображать – ведь неспроста, так и оказалось. Заглянули в путеводитель Lonely Planet и обнаружили, что если от места нашей поломки подняться в гору, то выйдем на древний шиваитский храм. Наняли проводника, ни слова не говорившего даже по
английски и отправились в путь. Вначале прошлось перейти горную реку по камням рискуя свалиться в нее, затем поднимались долго в гору и, наконец, пришли. Храм был уже не древний, а новый, построенный на месте старого и фрагменты старого храма в нем остались. Место, куда мы поднялись было потрясающе красивым – в ноябре здесь было буйство
красок – все цвело, красота неописуемая. Зашли в горную деревню, чем вызвали всеобщий ажиотаж, посмотреть на нас сбежали, наверное, все жители.

Himalaya_Village

Деревня в Гималаях

Спускаться было гораздо легче и мы любовались шикарными пейзажами. Я еще тогда подумал, что если и буду, когда-либо покупать дом в Гималаях, то именно в этом месте.

Машина к моменту нашего возвращения была уже починена и мы поехали дальше. По пусти заезжали еще в несколько храмов, один из которых по преданию был построен 6 тысяч лет назад братьями Пандавами.

В Дхармсалу (Маклеод Гандж) прибыли уже вечером и отправились в резиденцию Далай-ламы. Побродили там, помедитировали в его тронном зале и снова в машину – ночной переезд в Дели.

В Дели мы прибыли утром.

Продолжение следует.

Было ли продолжение или нет – не помню. Скорее всего, да. Но найти пока не могу.

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Дата написания – 2005 год

Дата размещения – 26.02.2015.

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.