Бучены – колдуны Долины Пин

Вторая часть перевода работы Паскаля Долфуса с английского языка. Перевод выполнен Еленой Кущ. Литературная адаптация и примечания — мои. Первая часть здесь.

Spiti

Долина Спити. Малый Тибет

Великие сыны Тханг Стонг Ргьял По: Бучены Долины Пин.

Паскаль Долфус

Все основные истории, связанные с традицией бучен, рассказывают о великом сиддхе Тханг Стонг Ргьял По. Он родился в Тибете в последнее десятилетие 14-го столетия. Этот великий йогин и буддистский учитель также имел гражданские профессии архитектора и инженера. Он построил многочисленные металлические мосты, паромы и религиозные сооружения (ступы, храмы, залы) по всей территории Великого Тибета. К тому же, он был артистом. Говорят, что он организовал первую театральную группу в Тибете для того, чтобы собрать пожертвования на строительство одного из своих мостов. В то же время эта группа была создана с целью использовать театральные постановки чтобы научить людей бороться с демонами. Как указывает J. Gyatso (1986,) несмотря на то, что биография Тханг Стонга не имеет явных указаний на то, что он создал тибетский театр, существует множество косвенных подтверждений этого. Он пел песни и исполнял Дхарма-танцы для больших групп паломников и обучал многих mani pa или чтецов мани. Бучены воспринимают его основателем традиции. Его учение передавалось из уст в уста от поколения в поколению. Они считают себя его “Великими сынами”, что по-тибетски “бу чены”.
Вот, о чем гласит история, которую рассказали J.B. Lyall в Спити.
Орден бутхан (бученов — С.М.) был организован Тханг Стонгм Ргьял По при следующих обстоятельствах: король Лхасы переманивал людей Тибета из буддизма в свою новую религию. Он добился таких больших успехов, что за 50 лет старая вера была почти забыта и Ом мани падме хум или сакральное восклицание перестало быть в ходу. Для того, чтобы вернуть людей в буддизм, Tsan-rezig, почитаемые верующими в Трилокнатхе, решил переродиться в доме короля как человек с именем Тханг Стонг Ргьял По. Когда он вырос, то понял, что исправить людей только с помощью книг не представляется возможным и поэтому он переоделся так (с тех пор эту одежду носят бучены) и провел свою жизнь скитаясь от деревни к деревне и развлекая людей небольшими чудесными сценками при условии, что эти люди будут повторять за ним слова припева Ом мани падме хум, когда они появлялись в тексте песни. Таким образом люди опять были приучены повторять сакральную фразу, “их рты стали очищенными”, и религия Будды возродилась. (Diak, 1994)

Что касается истоков церемонии разбивания камня, считается что она впервые была исполнена в Тибете самим Тханг Стонгом Ргьял По (Рерих).

Это произошло во время строительства монастыря Кунг ри бо че, расположенного к югу от Нгам ринг в Центральном Тибете. Он строился днем людьми, но ночью разрушался демонами. После проведения церемония разбивания камня в первый раз, строители наконец смогли достроить его. Во время строительства железного моста через реку Тсанг По в Чу бу ри в 32 милях юго-западнее Лхасы, демон вызывал приливы, которые разрушали мост. После церемонии разбивания камней во второй раз, работа была возобновлена. В это же время в столице Тибета демон вызвал много болезней, убивших много людей. Тогда Цонгкапа основатель школы Гелуг па отправил посланника для того, чтобы просить помощи у волшебника. Как рассказывают, в ответ на его просьбу, Тханг Стонг Ргьял По прилетел в Лхасу на большом белохвостом орле. Обнаружив, что дух эпидемии находится под порогом двери Jo Khang, он поймал его в ловушку внутрь камня и отнес его на рыночное место, где разбил его с помощью другого камня, имевшего форму ритуального кинжала.

В некоторых версиях камень, в который был заточен демон имел форму живота (желудка) (на тибетском pho ba); в других случаях этот камень разбивается на животе одного из участников этого ритуала.

Dhankar

Вид на долины Пин и Спити из монастыря Дханкар.

В настоящее время в Спити эта трехчасовая церемония проводится для того, чтобы отгонять неблагоприятные обстоятельства и помехи. В более общем смысле ее задача увеличивать благоденствие и плодородие, а не только для того, чтобы наложить запрет на духа болезни или защитить людей от наводнения. Каждый год, она завершает ритуальные танцы с масками, которые проводятся во внутреннем дворе монастыря Кунгри перед уборкой полей. Она также проводится в связи с празднованием Нового года или по случаю свадьбы с целью дарования плодовитости. Наконец она исполняется по специальному запросу для того, чтобы поприветствовать высокопоставленных почетных гостей, прибывших к ним с визитом или для подобных важных событий.

Продолжение следует

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

14.10.2015

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий