Колдуны Долины Пин

Pin_Mud

Долина Пин

Это перевод большой работы Паскаля Долфуса с английского языка. Перевод выполнен Еленой Кущ. Литературная адаптация и примечания – мои.

Великие сыны Тханг Стонг Ргьял По: Бучены Долины Пин.

Паскаль Долфус

Одной из четырех составляющих региона Спити-Лахаул в штате Химачал-Прадеш является долина Пин. Это место закрыто от остального Спити высокими горами. И только там, где горные ручьи, стекающие с каменистых ущелий впадают в реку Пин и вместе с ней соединяются с рекой Спити, долины Пин и Спити сходятся друг с другом. Долина Пин имеет хорошо очерченные границы и здесь сформирован своеобразный изолированный мир.
Как правило жители долины женятся между собой. Но есть исключения. Невозможны браки между знатью, именуемой “высокие кости” (рус па мтхон по) и, менее уважаемой группой, состоящей из кузнецов и профессиональных музыкантов — их называют “нижние кости” (рус дма мо) {возможно, англ. “bone” – в данном случае не “кости”, а разговорн. “человек” – С.М.}.

Pin_Valley

Вид из деревни Муд

Интересно, что у жителей Долины Пин нет почти никаких отношений (экономических или религиозных) с жителями тех деревень, которые расположены по обе стороны реки Спити, принадлежащим к Тод (высокий регион), Бар (средний регион) и Шам (низкий регион). В то же время у них очень близкие отношения с людьми из верхнего Киннаура.
Из Пин есть короткий маршрут, проходимый летом на лошадях и яках (из Муда через Майдан 🙂 – С.М.) через перевал Бхаба в Вангту (городок в Киннауре на берегу реки Сатледж — С.М.). Оттуда «рукой подать» до Рампура (важный торговый город и бывшая столица штата Бхашар) в одну сторону и Реконг Пео (Кальпы) — в другую сторону. Этот маршрут раньше использовался торговцами и до сих пор часто посещается киннаурскими пастухами, ведущим стада овец и коз на верхние участки долины Пин, хорошо известные своими сочными пастбищами. А с противоположного направления этот маршрут используется жителями долины Пин, собирающим лес (преимущественно, березу и гималайский кедр), необходимый им для постройки домов и изготовления инструментов, таких как ткацкие станки и сельскохозяйственные инструменты (плуги, мотыги). Однако между людьми долины Пин и верхнего Киннаура существуют не только экономические связи, но и религиозные.

В то время как в Долине Спити главное направление тибетского буддизма – Гелуг па, долина Пин дает прибежище единственному монастырю (Кунгри гомпа – С.М.), который принадлежит школе Ньингма, имеющей много последователей среди буддистского меньшинства Киннаура. Из монахов монастыря Кунгри назначают священнослужителей, ответственных за буддистские храмы в таких местах как Лео, Ханго, Чулинг, Чанго и Кальпа.

Каждую зиму паломники, как мужчины так и женщины, присоединяются к этим монахам, приглашенными местными буддистскими семьями для того, чтобы петь религиозные тексты и осуществлять праздничные ритуалы. Среди них есть и бучены, которые в ранней литературе описываются как “маги” (колдуны), “странствующие ламы-актеры”, “бродячие монахи” или “братья”, чьи представления состояли из “смеси из молитвы, песни, мистерии и трюка разбивания камня”. Они странствовали от одной деревни к другой маленькими группами, рассказывая назидательные истории, танцуя и воспроизводя впечатляющий ритуал, в ходе которых тяжелые камни были раздроблены на груди человека, чтобы уничтожить демона, который обитал внутри его.
Поскольку эта “странная церемония” известна на тибетском языке как pho bar rdo gsog (или rdo gshag) “разбивание камня на животе” уже была описана другими людьми (в частности, Юрием Рерихом), я ограничусь тем, что дам общий обзор ее основной последовательности. Я больше сосредоточусь на социальном и экономическом контексте. А также сосредоточусь на ответах на такие вопросы: кто такие бучены? Насколько они многочисленны? Как они живут? Каковы их задачи? Как определяется из статус? Как их набирают и тренируют? Этот материал основан на моих предыдущих исследованиях, анализах и данных. Я посетил долину Пин трижды летом в 1999-м и 2000-м годах, и совсем недавно в апреле 2001 года. Я дважды был свидетелем церемонии разбивания камня и однажды присутствовал на ритуале отказа от пищи, когда бучены пели (буквально «чантили» – С.М.) мани (священные слоги) и декламировали поучительные истории.

Продолжение следует

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

08.10.2015

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий