Лакшми Миттал – классик “нео-марваризма”.

Я привык думать про себя как про Билла Гейтса Индии.

Лакшми Миттал.

Лакшми Миттал – нетипичный марвари

В наших публикациях о самом богатом семействе Южной Азии – Бирлу – мы рассказали о полулегендарном племени марвари, некогда жителях Раджастанской пустыни, а ныне богатейших людях не только Индии, но и мира. Удивитесь ли, вы, уважаемый читатель, узнав, что марварийцем является и самый богатый житель Великобритании, занимающий пятую строчку в рейтинге самых богатых людей планеты, единственный единоличный владелец промышленной компании с миллиардными оборотами в мире акционерных обществ и многонациональных корпораций – Лакшми Миттал.

Его имя стало хорошо знакомо жителям Украины в 2005 году, когда компания Mittal Steel Germany GMBH стала победителем аукциона по продаже контрольного пакета украинского металлургического гиганта “Криворожсталь”, попавшего под правительственную программу реприватизации. 93,02% акций «Криворожстали» были куплены Митталом за 24,2 миллиарда гривен ($4,79 миллиарда).

Мог ли мечтать о подобном мальчик из раджастанской глубинки, чье детство прошло в доме с бетонными полами и гамаками вместо кроватей? Или его родители, давшие сыну имя богини, поклонение которой приносит счастье и материальное благополучие (надо сказать, что это довольно распространенная практика в Индии давать детям имена богов)?

А начинался путь семейства Митталов к вершинам финансового Олимпа с того, что Мохан Лал Миттал (отец Лакшми), занимавшийся торговлей металлоломом в порту Карачи (современный Пакистан) решил, что его следование дхарме вайшью (об этих понятиях читайте в нашем материале о семействе Бирла) будет более успешным в городе, давшем приют многим выходцам из племени марвари – Калькутте. И он оказался прав. Выкупив убыточный, практически разваливающийся на части сталепрокатный завод, предприимчивый марвариец привел его в надлежащее состояние и наладил выпуск стальной продукции для нужд строительства.

За первым заводом, последовал второй и третий. И по мере разрастания бизнесу Митталу старшему понадобился надежный человек для контроля за поставками. И здесь на помощь отцу пришел Лакшми Миттал, бросивший ради этой работы учебу в Колледже Святого Хавьера в Калькутте (позже диплом бакалавара коммерции он все-таки защитил).

Однако в отличии от соплеменников из семейства Бирла Митталам не удалось по-настоящему развернуться в самой Индии. Государственная бюрократия и политическая нестабильность (когда министры менялись каждую неделю) – эти препятствия, скорее всего, преодолеть можно было, но ценой слишком больших усилий. Миттал-старший решил, что «овчинка не стоит выделки» и, продав свои заводы, переехал в Индонезию, где за 15 миллионов долларов купил очередной завод. Директором его был назначен Лакшми Миттал.

На этой должности у него и произошел «инсайт» (прозрение). Если так называемое восстановленное железо в качестве исходного сырья для металлургии дешевле, то имеет смысл делать ставку именно на него – решил Миттал-младший и, как оказалось, «попал в яблочко». С этого момента и начался его самостоятельный путь в бизнесе. Вначале, он всего лишь заключил договор на поставку этого железа из Тринидада, но уже через некоторое время выкупил завод поставщиков, после чего последовала покупка подобных предприятий по всему миру (в Мексике, Канаде, Германии и т.д.).

В 1976 году Лакшми Митталом была основана компанию Mittаl Steel, в настоящее время являющаяся крупнейшим производителем стали в мире с предприятиями в 14 странах, на 4 континентах.

Секретов успеха Лакшми Миттала несколько. Во-первых, закрепленная на генетическом уровне способность марварийцев к выживанию. Прошедшие испытание пустыней, в более благоприятных условиях оказались способными на многое.

Во-вторых, присущее все тем же марварийцам трудолюбие и стремление доказать себе и всему миру свою состоятельность. Сам Лакшми Миттал однажды заявил: «Я не думаю, что мы когда-нибудь сможем сказать себе: достаточно».

В-третьих, выдающиеся индивидуальные качества Миттала – мощный интеллект и блестящая интуиция (кстати, сочетание довольно редкое).

И, в-четвертых, детство и юность, проведенные на «сломе времен» в стране с многовековыми традициями. Сам Лакшми Миттал писал об этом: «Я всегда верил, что способен сделать что-то уникальное. Чувствовал, что мои возможности в Индии являются ограниченными. Но быть индийцем является большим преимуществом, когда ты делаешь бизнес в других странах. В Индии люди учатся преодолевать разногласия и достигать компромиссов, потому что иначе в стране со свыше 300 языками и этническими группами невозможно».

В целом же до определенного момента Миттал-младший был классическим представителем марварийских торговцев-вайшью, отличавшихся житейской скромностью, набожностью, благотворительностью, честностью в делах и безмерной бережливостью. Такими были предки Лакшми, такими были и есть многое его соплеменники (те же Бирла), таким был и он, пока не произошло нечто, что позволило самому богатому человеку Великобритании преступить завет отца («День, когда ты засветишься, станет началом твоего падения» Мохан Лал Миттал).

Для «классического» марвари расточительность просто немыслима. Следование дхарме вайшью не предполагает тратить деньги на разного рода излишества. Но именно подобное «отступление» от законов своей касты и оказалось свойственно Лакшми Митталу.

Чего стоит только покупка дома-дворца в Лондоне за 128 миллионов долларов — самая дорогая покупка недвижимости за всю историю человечества. Этот дом, или точнее, ДОМ, был продан Митталу Барни Экслестоуном владельцем автогонок «Формула 1». В нем двенадцать спален, гигантский бассейн, парикмахерский салон, бальный зал и так далее и тому подобное.

Но еще больше потрясение среди «праведных марварийцев» вызвала свадьба дочери магната в парижском саду Тюильри. Напомню, что для этого мероприятия, прошедшего летом 2004 года, Митталом был снят на ночь парк Тюильри в Лувре и построен замок в парке Сен-Клу. Само же обручение молодоженов состоялось в Версале. За гостями были посланы двенадцать чартерных «Боингов», а жених подъехал к алтарю на золотой колеснице, усыпанной изумрудами. Всего же празднование длилось 5 дней и обошлось любящему отцу в 66 млн долларов.

И уж совсем пустяком на этом фоне выглядит страсть Миттала к коллекционированию редких и безумно дорогих автомобилей — как раритетных, так и современных.

Сказать, что это образ жизни истинного марвари, как-то уж совсем язык не поворачивается. Похоже, что жизнь вдали от родины, в странах, где совершенно иные ценности изменила и мировоззрение Миттала-младшего. Плохо это или хорошо, не мне судить. В данном случае я хочу избежать оценочного подхода и просто констатирую факт: Лакшми Миттал отошел от классических традиций своих предков. Но, возможно, он станет классиком «нео-марваризма»? Кто знает…

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Дата написания: 2006 год.

Дата размещения: 03.07.2013

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий