Рейтинг@Mail.ru

Матинго — богини подземелий

Продолжение эксклюзивного материала «Гималайские фольклорные истории» (составлен Сур Дасом, представлен Ариком Мораном). На русском языке прочесть это можно только на моём сайте. Предыдущая глава — здесь.

Naga_Temple

Храм Нагов. Читкул

Довольно рассказов о Калис. Немного о Матинго. Они — богини подземелий и сестры Калис . Они ревнивы к своим сёстрам, и могут причинять страдания людям. В одежде, в поведении, в «каrāmāt»(29) богини земли похожи на Калис. Но они не живут высоко в горах. Они обитают под землёй в долинах, вблизи человеческих жилищ.

Несколько Матинго обитают в окрестности Тукпа, по дороге над ущельем Рутуранг (Раранг) в Читкуле (последняя деревня в долине Баспа), и две из них хорошо известны. Первая из них обитает возле моста Батсери на левом берегу реки Сатледж, (фактически, конечно же речь идёт о реке Баспа), другая — в Астангче, на полпути между Сангла и Камру. Эти богини земли очень могущественны.

Тем, кто обитают у моста Батсери, обычно служат «пуджу», предлагаемую для дэвта Батсери (деревни, расположенной дальше от долины Санглы, на полпути к Ракшаму), а иногда и для богов Санглы и Камру. Это делается для благосостояния этих деревень. Но для кого бы ни совершали «пуджу», дэвт Батсери должен быть там, чтобы председательствовать на церемонии «пуджи» для Матинго моста Батсери.

Temple. Kinnaur

Читкул. Храмовый комплекс

Богине земли Матинго Астангче раз в месяц предлагается «пуджа», посвящённая Бадринатх Дэвту из Камру, а расходы оплачиваются государством вместе с расходами на содержание форта Камру. Эти богини настолько древние, как уже было сказано в первой главе, что государственная богиня Бхимкали приезжает в Форт Камру каждый третий год (в ноябре месяце), во время проведения фестиваля «parnāwt» (30).

История 6:

Однажды, во время правления Раджи Башара — Махендара Сингха (1815 — 1850), Дэвт Махешавар из долины Сангра, в заключение фестиваля Дасехра в Сарахане попросил письменного разрешения Раджи поднятся в Камру и совершить «пуджу» в честь богинь земли в Астангче. Раджа в начале отказал, объяснив, что может случится что-то плохое, так как богини земли знают только Бадринатх Дэвта из Камру, и больше никто из божеств там не был. Дэвт Махешавар продолжал настаивать и Раджа уступил. Махешавар из Сангры со всей пышностью и в сопровождении музыкантов отправился в Камру. Бадринатх из Камру тепло встретил своего гостя — дэвта Махешавара из Сангры. Ночь прошла мирно для божества и его «парджа» (сопровождение) из Камру. На следующее утро Махешавар попросил Бадринатха сопроводить его в Астангче для совершения там «пуджы» в честь великих богинь земли. Бадринатх отказался идти с ним и посоветовал ему тоже не ходить, говоря, что никто из божеств, кроме него, не совершает «пуджу» в Астангче, и что идея Махешавара пойти туда может провалится, и как бы не причинить вреда для обеих сторон. Непоколебимый Махешавара не прислушался к его совету и в одиночку последовал в Астангче. Он опустил свою голову к земле и поднял свои ноги к небу. Всякий раз, когда кто-то из божеств идёт предлагать «пуджу» кому-нибудь из Богинь Матинго, дэвты опускают свою голову с волосами из ячьих хвостов в землю и поднимают свои стопы к небу, подобно позе человека, делающего сальто. Дэвт Махешавара принял это положение. И вот! Он не смог подняться, его голова застряла в земле. Богини земли Астангче очень рассердились, обнаружив пришельца на своей территории. Из-под земли несколько богинь земли схватили за волосы дэвта и крепко обхватили его голову.

Hram v Kinnaure

Читкул. Один из храмов

Бадринатх узнал о том, что голова Махешавара застряла в земле Астангче. Тогда он приказал послать руку Калан Сингх Дэвта — шест в Астангче и вставить один конец шеста в землю возле застрявшей головы Махешавара, словно это большой камень или чурбан, застрявший в земле, и, используя шест как рычаг, при помощи многих рук поднять голову Дэвта из Сангры. Вся процедура была выполнена и голова божества из Сангры появилась из-под земли, но вместе с ней были подняты две Матинго, в гневе намертво ухватившиеся за его волосы. Они были одеты во все чёрное, а золотые волосы спадали до их талий. Они были очень красивыми девственницами, но их видели только люди из Сангры и Камру, присутствующие там. Люди видели, как они полетели в Гургуро, что вблизи Санглы, и две Матингос с тех пор стали Гургуро Матингос, и им подносят «пуджу», посвящённую Наг Дэвту в Сангле. Бедные богини земли! Они были рассерженны на Дэвта Сангры и нанесли ему серьезное оскорбление, удерживая его в земле. И они лишились своего дома из-за своего поведения. Они не смогли, и до сих пор не могут, вернуться в свой дом в Астангче. Позже многие видели, как они днем отправляются в Астангче, чтобы увидеть своих сестер под землей, а затем вернуться в тот же день в свою новую обитель, Гугуро. Более того, некоторые люди даже слышали, как Матинго в Астангче взывали: «О, живущие в Гаргуро старшие сестры, приходите к нам, поговорите с нами, а затем возращайтесь к себе в Гургуро. Живущие в Астангче богини земли любили, когда их старшие сестры приходили к ним поболтать и затем удалялись в своё новое обиталище, полученное ими за их гнев к Махешавару.

Что касается Махешавара, он так и не осмелился поехать в Камру из Астангче, но отправился домой в Сунгра, не останавливаясь ни днём ни ночью, с достоинством, приниженным богинями земли Астангче.
Примечания:

29. Karāmāt- манифестация силы сверхчеловеческих существ во благо человечества.

30. Parnawth- религиозный фестиваль, проводимый в Камру, когда Бхимакали (государственная богиня Башара) приезжает туда каждые три года, а различные церемонии «пуджа» сопровождаются сбором всех богов долины Баспа и танцами в форте Камру

31. Parja — потомство, общественность, правило, субъекты.

32. Kalan Singh Deota — следующий после Бадринатха дэвт в Камру, несущий «ратху» (повозку), как это делает Бадринатх . Этот дэвт является душой раджи, дедушкой покойного Раджи Шамшера Сингха [AM]. Упомянутый человек, скорее всего, раджа Угар Сингх ( ± 1775-1810), который умер во время вторжения Горха в Башар.

Продолжение следует

Перевод Андрей Захаров

11.02.2108

Facebook Comments

Поддержите Сайт Востоколюба ссылкой в социальных сетях


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии:

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика