Аджанта

By Jean-Pierre Dalbéra from Paris, France — Exposition Clemenceau, le Tigre et l’Asie (MNAA-Guimet, Paris), CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37214000

Прекрасны в Индии и лес
И фауна и флора
Но краше всех её чудес —
Аджанта и Эллора

Да, Тадж хорош. Чудесно в Пури
Полно других бриллиантов
Но небо полное лазури —
Эллора и Аджанта

С Эллорой у меня как-то сразу всё сложилось. Я с первого посещения проникся восторгом, который не оставляет меня до сих пор.

С Аджантой всё было иначе. Первый раз я был в ней в 2008-м году. И тогда и в следующие пару раз толком рассмотреть росписи не получалось. И я очень высоко оценивал Аджанту, но не так высоко, как Эллору. В этом году произошёл переворот. Теперь для меня Аджанта если и не впереди Эллоры, то уж точно не позади.

Что тому причиной? Не знаю. Возможно, улучшения в системах подсветки, позволяющие сейчас намного лучше рассмотреть настенную роспись, чем в предыдущие годы. Или мои внутренние перевороты, повернувшие меня к живописи и классической музыке. Погружение в мир собственной поэзии? Или что-то ещё? Ответа однозначного нет.

Аджанта в этом году была для меня эстетическим оргазмом. Настенные росписи а секко (сейчас фресками называют всё, но формально это техника а секко) потрясли будто я видел их в первый раз. Гораздо больше я обращал внимания и на декор пещер, на все эти, казалось бы малые, детали, создающие ощущение космичности из-под земли.

By Woudloper — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36174775

Аджанта требует очень неспешного изучения и рассматривания. Нетуристического пробега. В идеале одиночного прохода. Долгих втыканий в какие-то только тебя цепляющие элементы. Аджанта — эта мозаика, которую нужно сложить. Не безвариативные пазлы, а именно мозаика, поскольку можно сложить её по-разному и каждый раз по-новому.

Аджанта — это красота, прошедшая испытания веками. Банальность. Тем не менее. Многое из того, что современники считают красивым и значимым уже следующее поколение относит на помойку. То, чем люди восхишаются сотни лет не может быть некрасивым.

Аджанта — это вызов воображению, поскольку ты прекрасно понимаешь, что в момент её расцвета всё выглядело иначе — невообразимо красиво. Насколько невообразимо? Настолько насколько твоё воображение (пардон за сплошную тавтологию) не может это вообразить.

Аджанта — это ежесекундное восхищение теми, кто сотворил это чудо полторы тысячи лет назад. Как они сделали это? Есть описание процесса и достаточно подробное (впрочем, в нём много предположений и допущений), но всё равно непонятно как? А тысячи тех, кто свисая на веревках вырубывал пещеры в твёрдой породе? Они же заслуживают не меньшего восхищения.

By Akshatha Inamdar — Rework of, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=63600376

Аджанта — это всегда больше вопросов, чем ответов. И понимания того, что так будет всегда — чем больше ответов получишь, тем больше новых вопросов появится — это бесконечный процесс.

Аджанта — это понимание того, что некоторые записи нужно делать сразу, а не откладывать на потом 🙂 Тогда в том потрясении я мог бы донести свои переживания в более изящной и точной форме, чем два месяца спустя. Мне так кажется, во всяком случае 🙂

Об Аджанте в интернете есть столько информации, что просто бессмысленно её здесь повторять. Перед посещением пещерных храмов с ней неплохо было бы ознакомиться. Умеренно. А после посещения ещё раз почитать, чтобы отложилось всё в голове. Но это так. Чисто технически. Главное же в Аджанте ни цифры, ни даты, ни кто изображен на стене, ни какая мудры у Будды, ни как звали, окружающих его учеников — главное волновой эстетический экстаз. Если его удастся почувствовать — остальное не так уж уже и важно.

015 Cave 1, Main Shrine and Paintings, Ajanta Caves 1-12, Aurangabad, photograph by Anandajoti Bhikkhu

Сошедшая со страниц фолианта
С папирусов тонких как нить
Инкредибл Аджанта
Как в памяти сохранить?

Изящество твоих фресок
Узоров, колонн, скульптур
Не лес, но уже перелесок
Не рай, но в небесное тур

Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.

Сергей Мазуркевич

16.04.2020 — Апрельские иды Смутной эпохи

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий