Храмовая проституция в Древней Индии

Это третья статья цикла о гетерах Древней Индии. Как и первые две (Гетеры Древней Индии и Девадаси, ганики и царские куртизанки) она является фрагментом книги, над которой я сейчас работаю, поэтому тут есть некоторые книжные обороты, на которые предлагаю не обращать особого внимания 🙂

devadasi

Девадаси

Исследователи древнеиндийского социума отмечают связь между закрепощением женщин в Индии на стыке времен (примерно с III в. до н.э. по II в. н. э.) и распространением храмовой и обычной проституции.

В ведические времена женщины выходили замуж и в 16 лет, и даже позже. К этому возрасту, учитывая, что традиции одобряли изучение разного рода искусств, они получали образование и становились мужьям не только сексуальными партнерами, но и подругами жизни, способными на равноправные отношения.

Но уже в эпоху Маурьев (IV–II в. до н. э.) жен начали покупать (платить выкуп за невесту) и весьма распространенными стали ранние браки, заключавшиеся ещё до наступления половой зрелости у девушки. Разумеется, что девятилетняя или десятилетняя жена не могла быть ровней мужу. А получать образование после замужества считалось недопустимым. И получилось так, что функций замужних женщин было всего две: деторождение и домашнее хозяйство.

devadasi

Девадаси

Восполнять недостачу в женском общении мужчина отправлялся к куртизанкам, в том числе, и к храмовым. Выше я уже отмечал, что первые, из дошедших до нас сведений о девадаси, датируются 2-м веком до нашей эры. Вполне вероятно, что “божьи рабыни” существовали и раньше. Но резко увеличиваться их количество стало когда в индийском обществе усилились процессы закрепощения женщин.

“Мода” на ранние браки коснулась и “жен богов” – девадаси. Есть сообщения о том, что некоторых девочек отдавали в храмы в возрасте 2-3 лет, но чаще всего позже в 7-8 лет. В то же время обряд бракосочетания с богом проходил после достижения полового созревания (примерно в 12 лет).

Во время этого ритуала бога заменял какой-либо из его атрибутов (трезубец, раковина, диск и т.п.) в руках “невесты”. Брахман зачитывал необходимые мантры, после чего атрибут бога возвращался на алтарь, а девушка объявлялась супругой божества и ей на шею надевали тали (витой шнур, обозначающий замужество). Тут же ее и клеймили (иногда вместо клейма была татуировка) – ставили божественные знаки, обозначавшие слияние двух начал на руки, грудь, бедра и плечи.

Hramovaya-prostituciya

Девадаси

Но какая свадьба без первой брачной ночи? В силу того, что боги не очень торопились воспользоваться новой невестой, их на брачном ложе заменял кто-то из брахманов или близкий к храму жертвователь.

Характеризуя положение “жен бога” в обществе, мы опять вынуждены прибегать к формулировка “с одной стороны так, но с другой – вот так”. С одной стороны девадаси пользовались уважением. Они были хорошо образованы и владели множеством искусств. В связи с тем, что они овдоветь не могли никак (поскольку были женами бессмертных богов), то их присутствие в качестве счастливой приметы было обязательным на каждой свадьбе и при рождении. Считалось, что они приносят удачу и повстречавшим их путникам. Несмотря на то, что многие из них вступали в интимную связь с людьми, считалось, что они обладают вечной чистотой и благодатью (нитья-сумангали).

Но с другой стороны, грань между сакральной проституцией и обыденной часто совершенно незаметна.

Голландский путешественник Ставоринус писал в XVIII столетии: «Если во время танца баядер { слово «баядера» португальского происхождения и означает «танцовщица»} зритель захочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену. Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало».

devadasi

Танец девадаси

Учитывая реалии общественной жизни Древней Индии (и тем более, средневековой) и природу человеческого общества, думаю, что в большинстве случаев девадаси были обычными проститутками, хорошо умеющими танцевать. Но среди них, в то же время, было и множество замечательных женщин, внесших великий вклад в сохранение индийской музыкальной и танцевальной культуры.

От чего зависело то, кем становилась каждая конкретная девадаси: женщиной, удовлетворяющей низменные страсти или владеющей искусствами куртизанкой? От разных факторов. Прежде всего от того, какие порядки были в том или ином храме – насколько склонны были к порокам корыстолюбия и сладострастия сами брахманы. От того, какие установки на культуру, в том числе и культуру отношений, были в каждом конкретном социальном пространстве. И, конечно, от самой женщины тоже зависело многое (но далеко не всё).

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

21.04.2016

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий