![Cham_dance](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2018/09/shutterstock_1246789870-800x553.jpg)
Неожиданная встреча
В Долину Спити, именуемую также Малым Тибетом, мы въезжали по дороге из Кальпы. В труднодоступных гималайских районах мой индийский оператор мобильной связи не работает. Я знал примерно, в каком месте будет отключение и решил напоследок проверить почту, а также, заглянуть в Фейсбук. Социальная сеть напомнила мне, что ровно год назад я разместил в ней своё фото с Нима Ламой – монахом из монастыря Ки. Немного подумав, я нажал на кнопочку “Поделиться воспоминанием”. Каково же было моё удивление, когда через пять минут нас обогнала машина, в которой на пассажирском сидении сидел Нима Лама. Но может мне показалось? Еще через 10 минут в деревушке Спелло, где все обычно останавливаются для перекуса, я убедился, что это был именно Нима Лама.
![Lama_Nima](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2017/10/P60729-162726.jpg)
За год до этой крайне маловероятной встречи Нима Лама предлагал мне провести зиму в монастыре Ки в качестве преподавателя какой-либо из наук для детей-монахов. Я отказался. Монашество в мои планы не входило, а холодной зимой (до минус двадцати) в долине Спити, проживая в суровых монастырских условиях, возможен был только такой образ жизни.
Всё тот же Нима Лама в июле 2016 года объяснял мне и моим друзьям треккерам некоторые особенности ритуальной одежды одного из главных действующих лиц танца Чам.
Чам-фестиваль в Спити
Тибетский монастырь Ки – крупнейший в долине Спити. Здесь живет около трехсот монахов. Раз в год в июне-июле (дата определяется по лунному календарю) здесь проводится фестиваль Чам. Я бывал на нем дважды – в 2013-м и 2016-м годах. Сказать, что был очень впечатлён – ничего не сказать. Очень уж это волшебное и завораживающее действо.
![Ki](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2017/03/Ki1-800x451.jpg)
Долину Спити не зря называют Индийским Тибетом (наряду с Ладакхом). Здесь классические тибетские пейзажи (ошеломляюще красивые), здесь испокон веков живут тибетцы, здесь тибетские монастыри, здесь тибетская культура и тибетские традиции. Одна из них – фестиваль Чам. Это вовсе не внутримонастырское мероприятие. На главный танцевальный ритуал в монастыре Ки собираются тибетцы со всей долины, а также из близлежащих долин Пин, Лалунг, Лахул и Киннаур. Это праздник, на котором есть место для каждого, кто пожелает приехать. Иностранцев обычно мало, а те, что есть иногда ведут себя несколько, скажем так, странно. Возможно, по той простой причине, что не совсем понимают, куда они попали и что на их глазах происходит.
А происходит мгногопластовое и многозадачное действо, глубинную суть которого понимают далеко не все тибетцы. Что уж там говорить об иностранцах? Попробуем всё-таки разобраться. Вдруг вы попадёте в Долину Спити во время этого фестиваля? Сможете смотреть всё со знанием дела.
Чам изнутри и снаружи.
Данная публикация — не научная статья, и рассказать о танце Чам (Цам) я попробую обычным языком. Главное, что нужно понимать — Чам является многозадачным ритуалом, а не танцевально-театральным действием как это может показаться неискушенному зрителю. Да, на первый взгляд, это красивые танцы в масках под таинственную завораживающую музыку. Если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть и какую-то драматургию, сюжет, взаимодействие персонажей. И это, всё, безусловно, присутствует. Но есть еще несколько внутренних пластов Чама.
![Tsam](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2017/10/Cham.jpg)
Чтобы понять их имеет смысл сделать небольшой исторический экскурс.
Подавляющее большинство таких монастырских
праздников воспроизводят (и закрепляют) события тысяча трехсотлетней давности,
когда великий йогин и Учитель Падмасамбхава (его имя переводится как
«саморожденный из лотоса») во дворе монастыря Самье в Тибете танцевал этот
танец вместе с теми, кому не нужны были маски, поскольку они никого не играли,
а были сами собой.
В те времена на религиозной плоскости Тибет был ареной сражения двух религий —
Буддизма и Бон-по (и где-то рядом были еще и исконные верования тибетцев — так
называемая «религия людей»). И именно Падмасамбхава внес коренной перелом в эту
борьбу.
Суть произошедшего тогда в том, что он не только победил бонских монахов в диспутах и магических поединках, но и подчинил себе локальных сущностей (в основном гневных) и с помощью ритуала, частью которого был совместный танец, перенаправил всех их на служение делу Будды.
По сути современные танцы Чам в тибетских монастырях — это всё тот же самый первый ритуал с теми же действующими лицами. И направлен он на решение нескольких главных задач, таких как торжество Буддизма и победа над всеми кто против буддизма. Я немного утрирую, конечно, но по сути это очень упрощенно, но так.
Здесь я сделаю еще одно небольшое отступление. Следует понимать, что далеко не все монастырские костюмированные танцы можно называть Чамом. Есть еще и танцы Гар — спокойные танцы мирных божеств.
Да, и среди танцев Чам со временем появились разновидности, которые несколько отошли от «генеральной линии», прочерченной Падмасамбхавой. Например, Чам Калачакры или разговорные виды Чама. Но поскольку я рассказываю о том, что я видел и этот Чам напрямую соотносится с самым первым, о других видах Чама поговорим в другой раз.
Сколько должно быть черепов?
Подготовка к Чам фестивалю длится не меньше месяца. Примерно неделю до заключительного дня проходят ритуалы, предшествующие завершающему танцу. Некоторые из них круглосуточные и закрытые для посторонних. Часть ритуалов, напоминающих обычные службы — доступна для всех желающих и мы с друзьями на них бывали. После одного из таких ритуалов Нима Лама позвал нас в одно из монастырских помещений. Туда же он пригласил своего приятеля, который как потом оказалось играл одну из ведущих ролей в финальном ритуальном танце. Этот лама при нас облачился в танцевальный костюм шанака (шанака – монах-созерцатель) и дал ряд пояснений по поводу его деталей.
![Ki-Chaam](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2013/08/Sam1.jpg)
Костюм одевается поверх монашеского одеяния. Сшит он из парчи и шелка. Цвета яркие, много красного, черного и золотого цвета. Каждая деталь костюма имеет практическое и символическое значение. Спереди внизу изображен лик тантрического божества. На груди — крупный металлический медальон («зеркало»). Обувь — традиционные сапоги с загнутыми носками (благодаря такой конструкции меньше давится насекомых). В руках — ритуальный трёхгранный нож-жезл пурба (в правой руке) и чаша из черепа — капала (в левой руке).
![Ki-Chaam](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2013/08/Sam2.jpg)
Если у шанаков только один череп на головном уборе, то на масках гневных тантрических сущностей их количество варьируется: один череп у местных божеств-защитников, три — у дхармапал (покровители, защитники) среднего уровня и пять — у высокостатусных дхармапал.
Тибетские бабульки и инкарнация Ринчена Зангпо
Начало церемонии было назначено на полдень. Но все прекрасно понимали, что это приблизительно. И к полудню на краях площади перед не так давно построенном Залом Калачакры (в нём Далай лама давал посвящение в Калачакру в 2001 году), еще оставались свободные места.
![Tibetian_womens](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2015/11/Tibet_Women-645x600.jpg)
Мы приехали заранее и заняли хорошие места напротив все того же Зала Калачакры. Расстелили карематы и уселись на них в надежде на комфортное времяпровождение. Но не тут то было. Примерно через час мы сидели на краях карематов, а на остальном их пространстве расположилось с десяток тибетских бабушек, тетушек и детей. И не сказать, что они применяли грубую силу. Как-то так тихо незаметно пристраивались рядом, а потом, бац, и ты уже с краю. И всё это совсем беззлобно, так, что и шугануть их и не шуганёшь. Что поделаешь, традиция. Они и автобусы штурмуют так же — расталкивая друг друга, но абсолютно без ругани и недовольства.
Ближе к началу главного действа на церемониальную площадку внесли сор (жертвенная пирамида из теста, олицетворяющая врагов буддизма), затем стали появляться ви-ай-пи персоны — настоятели монастырей и представители власти. Свой трон-кресло занял Глава монастыря Ки Лочен Тулку Ринпоче — девятнадцатая инкарнация великого переводчика и основателя монастырей в Долине Спити Ринчена Зангпо. И тут всё и началось.
Главное действо.
1. Первыми на «сцену» выходят двое дхармапал не самого высокого статуса. Энергичный синхронный танец.
2. Дхармапалы уходят «за кулисы», появляются шанаки. Плавные мягкие движение постепенно переходят в быстрые «танцевальные па».
3. На сцене появляются дахрмапалы высокого уровня. Один из них Ямантака — гневная форма бодхисаттвы Манджушри.
4. Снова танцуют шанаки.
![ki-monastery-spiti](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2017/03/ki-monastery-spiti-valley-2-761x600.jpg)
5. Проводится некое перепосвящение дхармапал в буддизм. По сути подтверждают договор, заключенный с ними еще самим Падмасамбхавой.
6. В честь данного события проходит совместный танец шанак и дхармапал.
7. На сцене появляются двое монахов в традиционных одеяниях. Выносят ритуальные предметы. Их по очереди передают главному шанаке и он танцует с ними.
8. Немного в стороне от сцены главным шанакой проводится ритуал сжигания белого вымпела, как и сор, олицетворяющего врагов буддизма и весь негатив, мешающий буддистам.
9. Все участники церемонии (монахи, шанаки, дхармапалы) идут в специально приготовленное место уничтожать сор. Тибетцы бросаются им под ноги. Участники Чама идут переступая через тела, а иногда и по телам, когда местные жители лежат на тропе совсем уж плотно.
10. В специально отведенное место на холме ставят сор. Монах, ответственный за церемонию, из лука выпускает стрелу в сор.
11. И снова полыхает ритуальный огонь. Сор сгорает.
12. Участники церемонии возвращаются в монастырь. Шанаки продолжают танцевать. Наверху в маленьком внутреннем дворике проходит их заключительный танец.
Долина Спити
![Spiti](http://www.vostokolyub.info/wp-content/uploads/2013/08/Spiti.jpg)
Постепенно, можно даже сказать, очень постепенно, но Долина Спити становится похожей на намного более туристический Ладакх. Если со стороны Манали автомобильная дорога в Спити всё еще совсем плохая, то со стороны Шимлы уже очень даже приличная. И это способствует массовому проникновению в затерянные гималайские долины туристов индийских и иностранных. А массовый туризм — убийца всего сакрального и самобытного.
Но не отчаивайтесь! Что касается долины Спити несколько лет у нас еще есть. Во всяком случае, я на это очень надеюсь. И собираюсь еще не раз побывать на Чам фестивале в монастыре Ки.
P.S. На английском языке статья полностью в этом замечательном журнале:https://www.amazon.com/dp/B07PCPCDMP/ref=sr_1_fkmrnull_1?keywords=acupuncture+and+karma+yoga+magazine&qid=1551724888&s=gateway&sr=8-1-fkmrnull&fbclid=IwAR0IFv32suRQUCpUO98nxQaVghwR6JtE8REL4KNVYSzoyVCTUJMDTZVIiwQ
23.04.2019
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!