Баюлы – киннаурская Шамбала

Продолжение эксклюзивного материала «Гималайские фольклорные истории» (составлен Сур Дасом, представлен Ариком Мораном). На русском языке прочесть это можно только на моём сайте. Предыдущая глава — здесь.

Kalpa

Автор перевода в одном из самых прекрасных мест Киннаура – Кальпе

В Киннауре когда-то было несколько Баюлов, тайных обиталищ. Несколько из них существуют до сих пор, в то время как некоторые были открыты внешнему миру. Несанг напротив Канама, на другой стороне Сатледжа, и Энла близ Урни (к западу от Чини), являются теми деревнями, которые когда-то были скрыты от внешнего мира. Эти две деревни были Bāyuls. Люди Баюлов никак не контактируют с внешним миром, они просто наслаждаются счастливой жизнью. У них есть всё, они могут распоряжаться всем, чем угодно.

Точно неизвестно, есть ли у людей Баюлов связь с духами, с высшими существами. Как только люди обнаруживают их, жители этих деревень забывают свою прошлую жизнь, причем задолго до того, как они смогут приспособиться к нашей жизни здесь с нами, во внешнем мире.

Есть одна вещь, которую жители Баюлов не воспринимают, – это соль, ею не пользуются ни мужчины, ни женщины, пока они живут в Bāyul, тайном поселении. Пастухи из Муранга (Моранг, к востоку от Киннаур- Кайлашского хребта) сыграли злую шутку с Баюлами Несанг и Энла (Урни). Они часто проходили через места Баюл, в обоих из них находятся водные источники -Bāyu (43). Пастухи были заинтересованы красиво оформленными источниками и рассказывали об этих любопытных местах своим родственникам, которые и посоветовали им бросить соль в воду родника. Эксперимент был осуществлён. Как только соленная вода была использована баюльским народом, сразу же скрывающая их завеса растаяла, и они со своими деревнями стали видимыми внешнему миру. Но они забыли о своей предыдущей жизни. Есть еще некоторые места, которые предположительно считаются Баюлами. Битингла – напротив Сангла Канды, на правой стороне реки Рокли, Кашанг – выше нынешних возделываемых полей, и Лишнам Гад – напротив Урни, на левом берегу реки Сатледж. Автору этих заметок известны эти три места. В Битингла и в Кашанге слышно, как бьют барабаны и трубы, и играют другие музыкальные инструменты, а звук слышен только тогда, когда наступает ночь, на рассвете или в полдень. Две истории, известные автору этого повествования, приводятся здесь для любопытного читателя.

Puh_Spiti

Селение Пух. Долина Киннаур

История №1:

Много лет назад пастух пригонял свою отару овец и коз для выпаса в Битингла(44). Там он видел удивительный родник, где ежедневно находил семь грецких орехов с очень тонкой скорлупой и всякие фрукты («palus»), оставленные ему для еды. Кто и как оставлял эти кушанья, было неизвестно. Любопытство пастуха с каждым днем возрастало, пока, наконец, он не принёс домой эти орехи, чтобы показать их и угостить своих родственников. Получив грецкие орехи, родственники раскололи их, чтобы съесть, но внутри не было ядра, там было кое-что другое. Что же это? Несчастье! В каждом из грецких орехов было обнаружено змеиное гнездо, а не обычное ядро. Домашние пастуха, которым достались грецкие орехи, выбежали из дома, чтобы выбросить содержимое орехов, а затем вернувшись к очагу, стали проклинать пастуха. Они думали, что маленькие змеиные гнезда были намеренно вложены внутрь, в каждый из семи грецких орехов с тонкой скорлупой, для злого розыгрыша. Но пастух был очень честен в этом отношении со своими домочадцами. На следующее утро он снова погнал своё стадо в Битингла. Оставив свою отару, он побежал к bāyu, площадке с ручьём, чтобы узнать, есть ли для него подарок из семи грецких орехов и «palus», как обычно. В тот день не было ничего. Даже водный источник, из которого ежедневно он пил сладкую игристую воду, исчез, скрытый жителями Битингла . Они разозлились на пастуха, который пытался узнать тайну Битингла. С тех пор никто не видел там ни грецких орехов, ни самого родника.

История 2.

Hram v Kinnaure

Читкул. Один из храмов

Давным-давно в долине Лишнам пастух срезал ветки с дерева Breli(Quercus Hex) на корм стаду своих овец и коз. Дерево было большим, и пастух случайно упал с дерева. Рядом никого не было. При падении он закричал и потерял сознание. Его стадо перед наступлением темноты собралось и отправилось назад к своим “догри”. Родные пастуха думали, что он придет позже с грузом нарезанной листвы для корма ягнят. Но время шло, и уже стемнело, а пастуха все не было. Стали его искать при свете факелов, но не нашли. Поиски пришлось отложить до утра.
У бедного пастуха было много серьезных ран и нельзя было терять времени, чтобы спасти его. Люди Баюла Лишнам посочувствовали ему и отнесли его в свою скрытую обитель, промыли раны и лечили их различными травами. Там было много людей, но они все были незнакомы ему. Они говорили на языке, который ему не был известен, но они были очень любезными людьми. Пастух восстановил свое здоровье и был доволен жизнью с баюльским народом. Все, о чем бы он не подумал, предлагалось ему незамедлительно. Ему казалось, что в Баюле Лишнам нет ничего недоступного, и что баюльцы настолько проницательны, что могут читать желания и мысли человека так, что даже самые слабые эмоции и ощущения не могли быть не замечены ими. Пастух полностью поправился и жил припеваючи. Однажды, не имея никакого желания покидать Баюл, он отправился на прогулку. К сожалению, не зная дороги, он случайно пересек пределы Баюла. Когда он решил вернуться к своим хозяевам, он повернул назад. На этот раз он не смог попасть в Баюл, где все казалось цвело и было в достатке. Он бродил по лесам и лугам, но не мог добраться до нужного места. Он не нашёл путь к скрытой обители и должен был вернуться домой. С тех пор Лишнам Баюл больше никто не видел. Говорят, что пастухи слышали, как бьют барабаны музыкантов Баюла, и до сих можно слышать петухов из их деревни, кричащих на рассвете, в полдень и на закате дня.

Это то, что было рассказано автору этих заметок о Байюлах, скрытых жилищах.

(42)Баюл – скрытые, тайные места обитания, но не принадлежат дэви, дэвтам или калис и т.п., скорее добрым духам.
(43)Bāyu- общественное место для набора воды – поток воды бежит по каналу и затем падает на землю с высоты 3 ‘, для того чтобы наполнять горшки для воды (KD стр.37: bāyū «бассейн, продолговатый водный резервуар”.)
(44) Битингла – (битинг- стена, ла – скала, утес) – место, окружённое скалами прямо напротив Сангла Канда, на правой стороне реки Рокли.

Продолжение следует

 

Перевод Андрей Захаров

29.03.2108

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий