Папа Римский Франциск – крестовый поход против капитализма!

Это событие прошло почти незамеченным в России и, тем более, в занятой более насущными вопросами, Украине. А зря. Это событие, как минимум, года, а возможно и последних двух десятилетий. Впервые со столь высокой трибуны и такой авторитетный лидер заявил о тупиковом пути современной цивилизации.

26 ноября 2013 года Папа Римский Франциск в своем Апостольском обращении высказал свою позицию по поводу состояния современно общества. Позиция эта, скажем прямо, убийственная для всех сторонников капиталистического пути развития.

И, вероятно, это один из шансов для социума поменять вектор развития. В любом случае, Папа Римский Франциск сделал великое дело, значимость которого еще предстоит оценить.

Почему я считаю, что это может стать если не переломным моментом, то дорогой к нему. Попытаюсь объяснить.

1. Папа Римский Франциск – духовный лидер католиков, которых сегодня в мире насчитывается более 1,2 миллиарда человек. И он не формальный лидер, а человек, которого уважают и любят. И его авторитет будет расти, поскольку его поступки (отказ от роскоши, близость к народу, открытость, готовность защищать бедных и помогать им и многое другое) вызывают одобрение простых людей во всем мире.

2. Со стороны духовного лидера такой величины столь резкой и обоснованной критике современная цивилизация не подвергалась никогда. И учитывая Пункт 1 – к этой критике будут прислушиваться даже те, против кого она направлена.

3. В Апостольском обращении видна интеллектуальная мощь Ватикана – формулировки четкие и ясные, не оставляющие двусмысленностей. Замолчать и исказить не получится. Хотя пытаются. Так, отечественная пресса отреагировала следующим образом: “Папа борется с диким капитализмом”. И подтекст – “дикий капитализм” – плохо, “не дикий” – хорошо. Давайте называть вещи своими именами, капитализм дикий всегда. Если он перестает быть диким, то сновится социализмом. И в Апостольском обращении речь идет о капитализме в целом, а не о каком-то “диком”, как бы этого не хотелось либералам всех мастей.

Предлагаю ознакомиться с выдержками из этого Апостольского обращения. Полный текст (84 страницы) есть на сайте Ватикана (http://www.vatican.va/holy_father/francesco/apost_exhortations/index_it.htm). Он доступен на семи языках, но там русского перевода еще нет. Но частичный русский перевод есть в интернете. Это фрагменты из него.

“Подобно тому как заповедь «Не убий» устанавливает ясный предел, чтобы охранять ценность человеческой жизни, сегодня мы должны обратиться с таким же запретом к экономике отчуждения и неравенства. Ведь такая экономика убивает.

Как это может быть: смерть пожилого бездомного, брошенного на произвол судьбы, не попадает в новостные заголовки – зато новость, если фондовый рынок теряет два пункта? Это – пример отчуждения. Можем ли мы и дальше стоять в стороне, видя, как еда выбрасывается, в то время как люди голодают? Это – пример неравенства. Сегодня всё подчинено законам конкуренции и естественного отбора, и сильные питаются бессильными. Как следствие, массы людей оказываются исключенными и отброшенными на задворки: без работы, без возможностей, без каких-либо спасительных средств.

Люди считаются товарами потребления, предназначенными для использования и последующего списания. Мы создали «культуру одноразового пользования», которая распространяется в наши дни. Речь идет уже не просто об эксплуатации и притеснении, но о чем-то новом. Отчуждение, в конечном счете, отражается на принадлежности к обществу, в котором мы живем: отчужденные от него больше не являются нижним пластом социума или его периферией, или частью, лишенной гражданских прав, – отныне они даже не часть общества. Исключенные являются не «эксплуатируемыми», а изгоями, «отбросами»

В этом контексте, некоторые продолжают защищать теории (привет, либералам – С.М.), согласно которым, экономический рост, поощренный свободным рынком, неизбежно приведет к большей справедливости и большему изобилию в мире. Это мнение, которое никогда не подтверждалось фактами, отражает незрелую и наивную веру в совершенство тех, кто владеет экономической мощью, а также в сакральные возможности доминирующей экономической системы.

А тем временем отчужденные по-прежнему ждут. Чтобы поддерживать образ жизни, который отчуждает других, или поддерживать энтузиазм, устремленный на этот эгоистический идеал, развилась глобализация безразличия. В итоге, почти не сознавая того, мы неспособны сострадать протесту бедных, оплакивать боль других людей и испытывать потребность помочь им – как будто за всё это отвечает кто-то другой, а не мы. Культура процветания ослабляет нас; мы взволнованы, если рынок предлагает нам купить что-то новое, а тем временем жизни, чахнущие из-за отсутствия возможностей, кажутся нам всего лишь зрелищем. Они не в силах тронуть нас…

Мы создали новых идолов. Древнее поклонение золотому тельцу вернулось в новом, безжалостном облике идолопоклонства перед деньгами и диктатурой безличной экономики, которой недостает подлинно человеческой цели. Мировой кризис отражается на финансах и экономике, раскрывая их дисбаланс, а главное, отсутствие реальной заботы о людях. Человек низводится лишь к одной из своих нужд – к потреблению.

В то время как доход меньшинства растет по экспоненте, так же растет пропасть, отделяющая большинство от процветания, которым наслаждаются счастливые немногие. Этот дисбаланс – результат идеологий (еще один привет либералам – С.М.), которые защищают абсолютную автономность торговых площадок и финансовых спекуляций. В результате они отвергают право государств, отвечающих за соблюдение общественной пользы, на реализацию какой-либо формы управления. Таким образом, рождается новая тирания, невидимая и часто виртуальная, которая односторонне и неуклонно насаждает свои собственные законы и правила…

Жажда власти и собственности не знает границ. В этой системе, которая имеет тенденцию пожирать любую преграду на пути увеличения прибыли, всё, что хрупко – как, например, окружающая среда, – беззащитно перед интересами обожествленного рынка, который становится единственным властителем.

Нет финансовой системе, которая властвует, а не служит…
Финансовая реформа, открытая для таких нравственных соображений, потребовала бы энергичного изменения подхода со стороны политических лидеров. Я убеждаю их решительно взяться за эту проблему с устремленным в будущее взором, разумеется, не игнорируя специфику каждого отдельного случая. Деньги должны служить, а не править!

…Как доброта имеет тенденцию распространяться, так же терпимость ко злу, коим является несправедливость, имеет тенденцию расширять свое губительное влияние и втайне подрывать любую политическую и социальную систему, независимо от того, насколько прочной она представляется. Если у каждого действия есть свои последствия, то у зла, встроенного в структуры общества, есть постоянный потенциал распада и смерти. Это зло кристаллизовано в несправедливых социальных структурах, которые не могут служить основой для надежды на лучшее будущее. Мы далеки от так называемого «конца истории», поскольку условия для жизнеспособного и мирного развития еще не были адекватно сформулированы и поняты.

Современные экономические механизмы способствуют чрезмерному потреблению, и все же очевидно, что необузданная защита прав потребителей в сочетании с неравенством наносит двойной ущерб социальному устройству. Неравенство, в конечном счете, порождает насилие, а обращение к оружию не может и никогда сможет дать решение. Это лишь придает ложные надежды тем, кто требует большей безопасности, хотя в настоящее время мы знаем: вместо того чтобы обеспечивать решения, оружие и насилие создают новые, более серьезные конфликты.

Некоторые просто ублажают себя, обвиняя бедные и беднейшие страны в их проблемах. Развлекаясь необоснованными обобщениями, они утверждают, что решение – в «образовании», которое успокоит их, сделав послушными и безвредными. Всё это становится даже более невыносимым для отверженных, в свете широко распространенной коррупции, глубоко укоренившейся во многих странах – в их правительствах, фирмах и учреждениях – безотносительно политической идеологии их лидеров…” (Конец цитирования)

Мощнейшие, искренние слова, сказанные с великой болью. И я очень надеюсь, что замолчать их не получится.

Сергей Мазуркевич

03.12.2013

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий