Долгая и страшная дорога из Казы в Манали. Или Лето, Осень, Зима, Весна, и снова Лето…

Mountain

Ущелье по дороге из Казы на Кунзум Ла.

Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной, и здесь за камнепадом идет камнепад
В. Высоцкий

Эта история произошла третьего сентября 2009 года. Двоих ее активных участников Александра Дубинского и Ивана Малахова к моей великой печали уже нет в живых (в мае 2012 года они попали под лавину в Непале). Я часто вспоминаю их и всегда в эти моменты в голову приходят строки: “И пусть говорят, да, пусть говорят, Но нет, никто не гибнет зря, Так лучше, чем от водки и от простуд…” (В. Высоцкий). Надеюсь, в тех мирах, куда они отправились, всё у них хорошо.

Tabo

Наша замечательная группа в монастыре Табо.

Долгая дорога из Казы в Манали

Итак, 3-го сентября 2009 года мы отправились из Казы (административной столицы долины Спити) в Манали. Выезжали рано утром, предполагая к вечеру оказаться в Вашиште. Ехать предстояло 204 километра. Не так уж и много, не так ли? Только не в Гималаях. Для тех мест – это очень много. И пусть везде пишут, что доехать из Казы до Манали можно за десять часов, за пять моих переездов этим маршрутом ни разу по времени и близко мы не укладывались в это время.

Summer

На выезде из Казы. Лето.

Лето

Погода в начале сентября в Казе была замечательная. Тепло (Лето) настолько, что даже утром на высоте 3 600 метров мы не натягивали на себя много одежды. Настроение было отличное. Одна девушка из нашей группы рассказывала всем, что она потомственная колдунья и с погодой у нас в этот день все будет чудесненько. И как-то никто даже в этом и не сомневался.

Osen

Погода меняется. Осень.

Но всё поменялось уже на подъездах к Лоссару (это местечко, где выезжающие из Спити проходят полицейский контроль). Небо затянулось тучами и стало холодно. Мы согрелись чаем и омлетами с чапати в простеньких кафешках для местных и отправились дальше в сторону перевала Кунзум Ла (4551 метр).

Dhaba

Перекусить на дорожку никогда не помешает.

Осень

Пошел дождь, за ним мокрый снег (Осень). На перевале лежал снег. Нас накрыла легкая эйфория (высота все-таки подействовала). Мы весело три раза обошли ступу, побегали, попрыгали, покидались снежками, запрыгнули в минибас и поехали дальше.

Kunzum La

На перевале Кунзум.

На въезде в долину Лахаул есть несколько дхаб (что-то наподобие кафешек) для путников. Мы согрелись чаем и, поддавшись внутренним голосам, накупили теплых носков из ячьей шерсти, очень скоро нам пригодившихся.

Dhaba

Прислушиваюсь к внутреннему голосу, который шепчет: “Купи теплые носки, купи теплые носки…”

Дождь усиливался. Мы проехали по долине Лахаул и начали карабкаться по серпантину к перевалу Рохтанг. На одном из подъемов мы застряли. Впереди произошел камнепад.

Один из наших Андреев пошел на разведку. Вернулся с несколькими индийцами. Нас приглашали поучаствовать в очистке дороги. Облачившись в теплые вещи и дождевики (поливало изрядно), мужская часть группы (Ваня, Саши, Андреи и я) бодро потопала к завалу. На дороге лежало много камней разного размера. Мы принялись их двигать. И обнаружилась удивительная вещь. Каменюку, которую мы едва сдвигали впятером, три щуплых индийца легко сбрасывали в пропасть. Опыт все-таки имеет большое значение. Но обогатиться этим опытом по полной нам не удалось. Камнепад продолжился. Скажу честно, когда в метре от тебя на уровне лица пролетает камень размером с твою голову, сразу же забываешь о том, что спешишь в Манали. Поскольку я был кем-то наподобие командира, я убедил ребят, что это не “наша война” и мы вернулись в минибас. Впрочем, вернулись по своим машинам и индийцы – рисковать жизнью не хотелось никому.

Lahaul

Участники движения в долине Лахаул.

В минибасе было немного теплее, чем снаружи. Промокшие и замерзшие мы согрелись виски (из запасов Вани). Немного перекусили сушеной говядиной (из запасов Вани). Водителю старались упаковку не показывать, чтобы с ним не случился сердечный приступ от того, что мы кушаем корову (прецеденты были). Кстати, он был еще более неподготовленным к холодам, чем мы. Пришлось выделить ему теплый плед (из запасов Вани).

Inside minibus

Ждём…

Простояли часа три. Я за это время успел прочитать пару лекций по индуизму и буддизму. Настроение немножко улучшалось, чему способствовали виски и еда.

Когда приехала специальная машина для расчистки дороги, оптимизма у нас прибавилось. Мы все-таки надеялись к вечеру быть в Манали.

Road

Разглядеть дорогу не так-то и просто.

После долгого ожидания мы тронулись в путь. Камни на опасном участке продолжали падать. Я попросил всех пересесть на правую сторону, чтобы в случае попадания камней в стекло не находиться рядом. Но все обошлось.

Зима

По мере нашего подъема в гору и без того плохая погода продолжала ухудшаться. Пошел снег. Дорога впереди была обледеневшей. Мы остановились возле поворота на Кейлонг. Нужно было что-то решать. Ехать на Рохтанг было страшно – и в сухие солнечные дни эта дорога чрезвычайно сложная и опасная. А обледеневшая она смертельно опасна.

К действию нас подтолкнул обогнавший наш минибас грузовик. “Давай, за ним” – сказал я водителю, рассудив, что там, где проедет грузовая машина, проедем и мы. Так хвостиком грузовика мы и поднялись на Рохтанг (4000 м), чтобы застрять там в снегах (Зима).

Rohtang

Наш “ведущий” карабкается на Рохтанг.

Перевал Рохтанг (перевод “Груда мертвых тел”) считается самым опасным и непредсказуемым в Гималаях. В прошлом на нем путники погибали сотнями. И сейчас на нем постоянно образуются многочасовые пробки.

В нашем случае все усугублялось метровым слоем снега. Индийские машины как-то не очень приспособлены для езды по снегу. Как и индийские водители. Пришлось нам снова активно участвовать в разруливании ситуации. Прекрасно помню, как Ваня Малахов в шортах и чуть ли не босиком втолковывает индийскому водителю как нужно ездить по снегу. И что удивительно – получилось. Пришлось нам и потолкать и грузовики, и легковые машины, но дорога стала свободной.

Road

Вместе с “ведущим” наш минибас простоял всю ночь в 10 километрах от Рохтанга.

Надежда оказаться хотя бы ночью в Манали у нас еще оставалась. Но она была напрасной. В 10 километрах от Рохтанга под одной из впереди идущих машин обрушился кусок дороги. Машину эту успели вытащить и водителя, из черного индийца ставшего белым, удалось спасти, но проехать дальше было уже нельзя. Можно было только по узкой тропинке пройти пешком. Ближайшее селение было в трех километрах пути. Ночевать в машине не хотелось.

Под не останавливающимся дождем мы отправились к селению Марчи (Мархи). Пришли туда около полуночи. Везти в Манали нас никто не хотел. С жильем тоже все было не гладко. В одном месте нам предложили ночевать чуть ли не с коровами, в другом – в помещении кафе. Нашли все-таки пару комнат, в которых было спальных мест на 8 человек. Нас было тринадцать. Кое-как разместились по принципу шпрот в консервной банке.

Marchi

Селение Марчи.

Весна

Утром я вышел из комнаты и ошалел от красоты. Марчи со всех сторон окружен горами. И зелеными, и снежными. Очень красиво. А тут еще солнышко светит, относительно тепло, с гор бегут водопады (Весна). И каким же невероятно вкусным был там самый обыкновенный томатный суп.

И снова лето

К полудню восстановили трассу, наш минибас забрал нас и повез в Вашишт (Манали). А там совсем тепло – самое настоящее Лето. Так за один день мы прожили смену времен года и остались при этом живы.

За последние годы я еще четырежды проезжал этим маршрутом. Не могу сказать, что всегда всё было совсем уж безоблачно, всякое бывало. Но мой первый раз был самым страшным и самым незабываемым.

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Новая редакция: 15.01.2013.

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.